Первовосхождение на пик Сталина. Михаил Каплан
10 октября, 2011
Михаил Каплан, деятель советского кинематографа, кинооператор (…..)
В составе экспедиции, совершившей в 1933г первовосхождение на пик Сталина, оказался кинооператор Михаил Каплан.
Фильмография:
- 1928 Ася
- 1928 Кузня Уть
- 1929 Каин и Артём
- 1930 Ветер в лицо («Плавятся дни»)
- 1931 Полдень
- 1933 Моя Родина («Мост», «Люди ОКДВА»)
- 1935 Горячие денёчки
- 1936 Депутат Балтики
- 1936 Сын Монголии 1939 Моряки
- 1941 Приключения Корзинкиной
- 1948 Страницы жизни
- 1959 Человек меняет кожу
«Мне не нужна обыкновенная лавина на белом фоне. На экране это не играет. Гигантская лавина на черном фоне с боковым освещением - вот что мне нужно».
Михаил Каплан. Михаил Ромм, Штурм Пика Сталина: «На другой день после приезда Шиянова, когда мы делали пробное испытание метеорологической станции на холме возле Бордобы, к нам подошел молодой человек в кепи и городском пальто и отрекомендовал себя кино-оператором Ленинградской фабрики Союзкино Капланом. Он был командирован в нашу группу, чтобы совершить совместно с нами экспедицию на пик Сталина.
Из расспросов выяснилось, что Каплан незнаком с альпинизмом и не имеет почти никакого снаряжения. Он представлял себе экспедицию на пик Сталина, как довольно легкую недельную прогулку. Выяснилось, что ленинградская фабрика Союзкино сделала большую ошибку. Вместо того, чтобы послать с нами двух, или трех хорошо подготовленных кинооператоров и заснять большой документальный фильм восхождения на пик Сталина, она решила делать сюжетный памирский фильм, для чего в Хорог была командирована целая экспедиция с режиссерами, актерами и вспомогательным персоналом.
Для этого сюжетного фильма Каплан должен был во время нашего восхождения на пик Сталина заснять несколько сюжетных моментов. У него было только 600 метров пленки. Решив, что лучше 600 метров, чем ничего, Н. П. Горбунов предложил Каплану ехать с нами. Мы снабдили его всем необходимым из наших запасов. У нашего кинооператора, привыкшего работать в павильоне, не было того, что мы называли "экспедиционным чутьем". Кроме того он не был охотником до прогулок по трудным местам. Аргументировал он обычно "фотогеничностью" и "кинематографичностью".
- Лавина, - говорил он в ответ на мои неоднократные настояния, и его лицо, обросшее рыжеватой бородой, принимало ироническое выражение, - мне не нужна обыкновенная лавина на белом фоне. На экране это не играет. Гигантская лавина на черном фоне с боковым освещением - вот что мне нужно. Можете вы мне ее предоставить?
Кроме того Каплан убеждал меня, что в задуманном им плаке кинохроники восхождения некуда монтировать лавину. Но сегодня Каплан оказался на редкость сговорчивым. Стояла прекрасная тихая погода. Горы были спокойны. Вчера не было Ни одной лавины. Можно было рассчитывать, что сегодня будет безлавинный день. Была возможность уступить моим домогательствам и доказать мне, насколько бессмысленна и безнадежна затеянная мною "охота на лавины".
Мы отправились в путь - Каплан, доктор, "Ураим - голова болит" и я. Взвалив себе на спину треногу и аппарат, мы стали пробираться по серакам и вскоре вышли на ледник. Обходя трещины, мы прошли вглубь ледника и выбрали удобное место между двумя трещинами в самом центре цирка. Ярко светило солнце. Стояла безветренная тишина. Каплан, установив штатив, укрепил на нем аппарат. Щеточкой прочистил телеобъектив и навинтил его на место. Потом нагнулся, чтобы проверить экспозицию. И в это самое мгновение страшный грохот прокатился по цирку.
На южном ребре пика Сталина справа и кпереди нас показались клубы снега, и, захватывая сверху вниз. все километровое ребро, обрушилась гигантская лавина на черном фоне с боковым освещением. Тысячетонный вал фирна и льда, скатившись с ребра, шел перед нами поперек цирка. Высоко вверх вскидывались клубящиеся клочья снежной пыли, образуя облако, Каплан, забыв опасность, впился в окуляр и, не отрываясь. крутил ручку киноаппарата; доктор бистро щелкал затвором своего "тессара", бросая мне назад кассеты со снятыми пластинками. Лавина прокатилась поперек всего цирка, отразилась от противоположной стены и, внезапно изменив направление, пошла вниз по глетчеру.
Она неслась на нас со скоростью и грохотом экспресса. Каплан и доктор продолжали снимать. Страшный снеговой вал неотвратимо приближался. Снежное облако серым крылом закрыло солнце. Еще мгновение - и лавина должна смести нас в трещину. Смешно и бесполезно было бы пытаться cпaсаться бегством. Каплан продолжал вертеть ручку аппарата, доктор продолжал щелкать затвором... Мощь лавины с каждой секундой ослабевала. Трещины глетчера" поглощали снег, он распылялся и поднимался вверх легким облачком. Положение все же было критическим... Но вот, повинуясь рельефу ледника, лавина начала уклоняться вправо.
Мы увидали справа перед собой ее левый край, который шел не то на нас, не то немного левее. Еще мгновение, ледяной вал промчался метрах в тридцати слева, обдав нас холодным! вихрем и снежной пылью. Мы были спасены! В восторге от удачной "охоты" мы прыгали, кричали, награждали друг друга тумаками. Совпадение было, действительно необычным. Никогда еще Не бывало днем такой большой лавины; И эта единственная за двое суток лавина пошла в ту самую минуту, когда мы приготовились к съемке.
Вернувшись в лагерь, мы не нашли обеда. Елдаш, увидя лавину, решил, что готовить обед больше не для кого...»
Уникальный киноматериал, отснятый Михаилом Капланом в ходе экспедиции на пик Сталина, не сохранился.